Авторская программа «Организация работы со слабоуспевающими учениками»
Методический кабинет отдела образования
акимата Кордайского района
Утверждаю Согласовано
Директор сш №47 Методист РМК
С.К.Тобышакова
________________ ________________
Программа курса
«Организация работы со слабоуспевающими учениками»
7- класс
( с русским языком обучения)
Подготовила
Гонина Ирина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
село Кордай, 2015 год
<!-- [if gte mso 9]> \s
испытывает в этом затруднения, с другой – решит проблему индивидуальной работы с детьм
Выводы.
Программа курса «Организация работы со слабоуспевающими учениками» является актуальной в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Данная программа может быть использована учителями общеобразовательных школ, как для проведения кружка, так и для индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
Рецензенты : С.К .Тобышакова , методист РМК В.Н. Монастырская ,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
СОШГ№1 имени Д. Конаева
Об авторе
Гонина Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы первой категории, стаж работы 20 лет.
Ирина Ивановна– неоднократный призер районных олимпиад учителей русского языка и литературы.
Учитель активно участвует в методической работе школы, района, области. Провела семинар на тему: «Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка». Выступила на августовском совещании с мастер - классом и презентацией сборника упражнений для слабоуспевающих учащихся. На своих уроках она уделяет большое внимание ученикам с низкой мотивацией учебной деятельности.
Её программа « Организация работы со слабоуспевающими учениками» была опробирована и показала , что качество знаний учащихся в процессе обучения повысилось.
В 2011 году приняла участие в районном конкурсе «Лучший учитель- словесник» , заняла второе место. В 2014 году принимала участие в районной олимпиаде учителей русского языка и литературы, заняла первое место.
Главным секретом творческого поиска учителя считает нахождение педагога в постоянном процессе ученичества.
Актуальность проблемы
В последнее время психологи, педагоги и медики отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведение и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников.
В условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных
программ значительно возрастает число неуспевающих. Слабоуспевающий
ученик не может освоить программу по предмету, отстает от сверстников,
не воспринимает учебный материал. Всё это не способствует его
личностному становлению и развитию.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества,
постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили
проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по
различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в
необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний на следующих этапах "выпадают” из процесса обучения.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянную поддержку со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения
Пояснительная записка
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость - многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение.
Одной из главных проблем, которую приходится решать мне в 7-м классе, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка, затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья, неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянную помощь от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество часов на отработку навыков. Поэтому в программу данного курса
включено изучение курса русского языка за 7 класс, но все задания взяты из дополнительных источников, которые помогут повысить познавательный интерес учащихся.
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
<!-- [if !supportLists] --> • <!-- [endif] --> 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие
<!-- [if !supportLists] --> • <!-- [endif] --> познавательных процессов – внимания, памяти, мышления,
<!-- [if !supportLists] --> • <!-- [endif] --> несформированность познавательных умений и навыков ) сочетается с положительным отношением к учению.
<!-- [if !supportLists] --> • <!-- [endif] --> 2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
<!-- [if !supportLists] --> • <!-- [endif] --> 3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.
Программа направлена:
— на выявление конкретных причин нежелания учиться:
— на формирование в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности;
Цель: ликвидация пробелов в ЗУНах обучающихся, создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи:
Образовательные:
Посредством формирования и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
Развивающие:
<!-- [if !supportLists] --> 1. <!-- [endif] --> Развивать познавательную активность учащихся.
<!-- [if !supportLists] --> 2. <!-- [endif] --> Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
<!-- [if !supportLists] --> 3. <!-- [endif] --> Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
<!-- [if !supportLists] --> 4. <!-- [endif] --> Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
<!-- [if !supportLists] --> 1. <!-- [endif] --> Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю средствами данного предмета.
<!-- [if !supportLists] --> 2. <!-- [endif] --> Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки
Принципы построения программы
1.Приоритет индивидуальности.
2. Необходимость учить учиться.
Принципы реализации программы
1.Создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности.
2 .Выстраивание ребёнком совместно с учителем индивидуального пути развития.
Содержание программы
Формирование и развитие грамматико-аналитических и орфографических навыков:
<!-- [if !supportLists] --> 1. <!-- [endif] --> орфограммы, их группировка по опознавательным признакам, самостоятельное составление простейших схем, алгоритмов, упражнения в дифференциации частей речи.
<!-- [if !supportLists] --> 2. <!-- [endif] --> Пропедевтика изучения сложных тем:
правописание гласных в суффиксах причастий, одна и две н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов, знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.
<!-- [if !supportLists] --> 3. <!-- [endif] --> Восполнение пробелов в знаниях по предложенным разделам:
« Фонетика», «Словообразование». «Синтаксис»
<!-- [if !supportLists] --> 4. <!-- [endif] --> Развитие речи:
Расширение словарного запаса, путём упражнений в построении текста-рассуждения, в умении аргументировать свои высказывания. Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текста
Программа реализации работы со слабоуспевающими учениками
|
Виды работы |
Когда?
|
Зачем?
|
Что?
|
Как?
|
|
Работа на уроке
|
При выявлении стадии развития фиксировать результаты. диагностировать
|
Для предотвращения отставания в умственном развитии, для своевременного усвоения предмета
|
1. Создание микроклимата в классе 2. Предотвращение пробелов в знаниях 3. Удержание интереса
|
1. Контрольная карта. 2. Включать в фронтальный опрос. 3. Работа в группах подготовительные консультации, уроки коррекции знаний. 4. Опорные конспекты. 5. Памятки к предметам. 6. Карточки, работа в парах. |
|
Внеуроч- ная деятельность
|
При возникновении затруднений: 1.В изучении нового материала 2. При выявлении пробелов в знаниях |
Для: 1.Предупреждения неуспеваемости. 2. Ликвидация выявленных пробелов в знаниях. 3. Формирование мотивации интереса в учёбе. |
Индивидуально- личностный подход в работе со слабоуспевающими учащимися. |
1. Индивидуальные и групповые консультации 2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки. инструкции, помощь сильных учеников.) |
|
Воспита-тельная работа |
Похожие публикации:20 декабрь 2017 Коучинг "Работа со слабоуспевающими учениками как фактор повышения качества знаний и умений учащихся" 20 декабрь 2017 ҰБТ туралы 10 декабрь 2017 Мектеп әкімшілігі 26 ноябрь 2017 Нормативтік құжаттар 28 май 2017 №47 орта мектеп директорының баяндамасы
|